Что такое мидрейндж в акустике

объясните пожалуйста что значит двухполосные колонки. разница между двухполосными и трёхполосными и что вообще обозначает количество полос? пожалуйста без шуток, т.к. я в реальности не знаю
а вот ещё, какая разница между коаксильными и компонентными колонками

Comments 24

а вот насчёт акустики
Существует 2 вида динамиков: Компонентные и коаксиальные.

-Копмонентные-это один динамик работающий на определенной частоте (низкой, средней или высокой) . Если вместить в авто эти 3 динамика с разными частотами (объеденяются они кроссовером), то можно получить хороший звук довольно высокого качества.

-Коаксиальные-это низкочастотный динамик на котором расположены головки (полосы) динамиков меньшего размера, работающих на средних и низких частотах. Существует много разновидностей от 2-х до 5-ти полосных. Кончно не достигаеться такого чистого звука как у компонентных, но они компактны и тоже давольно не плохо звучат-зависит от производителя.

История автомобильного звука (или автозвука) начинается с 30-х годов прошлого столетия. Именно тогда появился первый радиоприемник в автомобиле, а в конце 60-х американец Эрл Мюнц изобрел первый автомобильный магнитофон.

Для части автолюбителей звук в машине — лишь приятная опция, равносильная подогреву сидений или кондиционеру, — без которой, в принципе, прожить возможно, но не так комфортно. Есть и другая, более многочисленная группа людей, которые любят музыку и неравнодушны к качественному ее воспроизведению. Есть и те, кто проводит в машине больше времени, чем дома, поэтому проблема качественного воспроизведения музыки встает для них людей особенно остро.

Автомобильный звук включает в себя: головное устройство, акустическую систему, усилитель и провода. При отсутствии правильного подхода к любому из этих составляющих аудиосистема никогда не будет дарить эмоции и радовать слух. Поговорим подробнее о компонентах, которые входят в состав автомобильного звука.

Головное устройство («магнитола», «голова», «ГУ») — главный компонент аудиосистемы, в котором «начинается» звук, но здесь же он в большинстве автомобилей и заканчивается. Причина тому — очень низкое качество штатных аудиосистем (устанавливаются в новые автомобили), ведь в конкурентной борьбе важна каждая скинутая тысяча цены автомобиля. Производители пытаются экономить на всем, и в первую очередь на аудиосистеме!

Без обмана можно сказать, что «потолок» уровня аудиосистемы задает именно головное устройство, ведь именно в нем и происходит преобразование цифровых данных с компакт-диска или другого носителя (флешки) в аналоговый вид, с которым будут работать остальные компоненты системы. Поэтому к выбору головного устройства следует относиться с особой серьезностью.

Акустическая система («динамики», «колонки») отвечает за преобразование звука из электричества в звуковые волны. Все динамики делятся на три вида: высокочастотный («твитер» или «пищалка»), среднечастотный («середина», «мидрейндж») и низкочастотный («мидбас»). Благодаря своим конструктивным особенностям, применяемым материалам и электромеханическим характеристикам, каждый вид динамиков вносит свой неповторимый «почерк» в итоговое звучание системы. Поэтому выбор акустики — это очень тонкий и творческий процесс, основанный в основном на музыкальных предпочтениях клиента и, конечно же, финансовых возможностях. Разновидностью низкочастотного димнамика является сабвуфер («басовик»). Он отличается тем, что предназначен для воспроизведения более низких звуковых частот (обычно 20-150 Гц). В зависимости от предпочтений клиента бас в машине может быть от академичного до ураганного (когда машину слышно за квартал).

Усилитель обеспечивает выходного сигнала головного устройства. И чем меньше искажений внесено при усилении, тем более правильный сигнал дойдет до акустики и тем естественнее и приятнее будет звук. Важный параметр усилителя — его мощность. Помимо этого, важны и другие его технические характеристики: полоса воспроизводимых частот, гармонические искажения, отношение сигнал/шум и т.д. Все эти параметры важно учитывать при подборе усилителя.

Провода, как это ни странно, не менее важный элемент аудиосистемы, чем все остальные. Звучание любой дорогой аудиотехники может быть попросту «загублено» применением дешевых или «подручных» соединителей. Акустические (для акустики) и межблочные (между ГУ и усилителем) кабели отвечают за точность и детальность безошибочной передачи аудиосигнала между компонентами, а также за отсутствие паразитных «наводок» от автомобильной электрики.

Итак, выбор компонентов завершен. Наступает второй сложный этап — установка, — который лучше доверить профессионалам. Дело в том, что салон автомобиля далеко не самое лучшее место для воспроизведения музыки, своей геометрией, обилием различных материалов отделки и, наконец, размером. Чтобы акустика смогла раскрыть весь свой потенциал, необходима тщательная подготовка автомобиля. Задача профессионального установщика («инсталлятора») — обеспечить динамикам максимально комфортные условия и минимизировать влияние салона автомобиля, для получения наилучшего результата. Сюда можно отнести вибро- и шумоизоляцию салона автомобиля, изготовление различных подиумов или корпусов для сабвуферов.

После того, как все установлено на свои места, к работе подключается настройщик. Настройка, если не вдаваться в подробности, — это согласование различных компонентов между собой для получения ровного тонального и спектрального баланса, оптимальных режимов работы аппаратуры, и, самое главное, индивидуальная подстройка звучания системы под вкусовые предпочтения клиента. Настройка в зависимости от сложности аудиосистемы, может занимать от нескольких минут до нескольких дней.

Вот из чего строится автомобильный звук. Дальнейший выбор уже за вами, ведь качественный звук в автомобиле — реальность, которая вносит много удовольствия и радости в каждодневную рутину на дороге.

Сегодня у нас очень длинная, но очень важная тема.И она будет посвящена разнице двухкомпонентой и 3-х компонентой акустики.

Так что же такое компонентая акустическая система?В большенстве случаев — это 16.5 сантиметровый мидбас, так же некий высокочастотник или твиттер, в некоторых случаях — широкополостный динамик, который у нас играет в паре с мидбасом во фронтальной части автомобиля. Мидбас у нас воспроизводит часть нижних частот и средние частоты. Твиттер у нас воспроизводит часть средних частот, а также высокие частоты.

пример классичекской двухкомпонентной системы

Если же мы говорим о 3-полосной акустической системе, то к нам в помощь к нашим двум динамикам добавляется среднечастотный динамик, который может быть диффузорным, или динамиком кукольного типа. О их разнице поговорим ниже.

Для начало стоит рассказать о том, какие преимущества имеет 3-х компонентная акустика.
— во первых, она может играть громче.

— с помощью 3-х компонентной акустики, можно построить более правильную игровую музыкальную сцену в нашем автомобиле.

— третий важный момент — это то, что каждый динамик, в составе 3х полосной системы, воспроизводит более узкий чатсотный диапазон, нежели если бы это была 2-хкомпонентая акустическая система. Поэтому каждый динамик воспроизводит эту частоту немного или даже во многом, но лучше. И 3х-компонентая акустика при граммотном подходе играет сама по себе лучше.

Давайте теперь рассмотрим все эти моменты по отдельности и поговорим о всех положительных ньюансах, которве позволяет получить 3-хкомпонетная акустическая система.

Начнем мы с простого факта. Допустим, мы имеем некий динамик, в нашем случае — это 16-ти сантиметровый мидбас. Если мы заставим данный мидбас работать в широком диапазоне частот, то етсь у нас он будет воспроизводить и низкие частоты и средние частоты достаточно высоко, то динамик будет сильно загружен. Как только мы начнем с этого динамика убирать бас, обрезать сильно снизу частотку, заставляя его играть больше средние частоты, то безусловно бас унас пропадет, но средние частоты при этом начнут играть лучше.

Анологичная ситуация будет с БАСом, если обрежим верха(менее выражено, но будет улучшение).

То есть, сужая частотный диапазон на любом динамике, мы получаем более качественный результат того звука, который он нам воспроизводит.Это касается и мидбаса, и среднечастотника и твиттера.

Исходя из этой логики, у нас получается, что если у нас в составе автомобильной системы имеется 2-хкомпонентая акустика, то и на мидбас и на высокочастотный динамик ложится большая нагрузка по воспроизводимым частотам. Поэтому, если мы начнем ссужать частотный диапазон, то между ними мы получим некий ряд частот, который просто не будет воспроизводится или воспроизводится тихо или некачественно. В составе двухкомпонентной акустической системы, мы обязаны грузить сильно и мидбас и особенно твитер

Когда мы добавляем среднечастотный динамик, то часть частотного диапазона унас ложится на среднечастотник. То есть фактически, получается, что мидбасу будет легче воспроизводить басс, при этом мидренж или среднечастотник гораздо лучше отыграет среднечастотный диапазон тот, который мог бы играть обыкновенный мидбасс. Соответсвенно, и твиттер у нас будет играть более узкий диапазон, а значит будет его воспроизводить более качественно.

Основное предназначение 3-хкомпонентной акустической системы, которая в себе содержит дополнительный снеднечастотный динамик, — это разгнрузить мидбас и разгрузить твиттер, заставить их играть более узкий частотный диапазон.

Поскольку мы разгружаем каждый компонент нашей системы, мы можем получить не только качественное акустическое звучание. Но при том, что динамики буду разгружены, мы сможем получить ещё и более высокую громкость.

Поэтому самые неоспоримые плюсы 3-компонентной акуситческой системы, которая относится и к домашним системам и к автомобильным системам — это тот момент, что в 3-хкомпонентной системе каждый динамик играет более качественно и может играть значительно громче.

Я привел в пример достаточно простые для понимания факты, которые говорят о том, что 3-х компонентая
акустика лучше 2-х компонентной. Но это явные факты и простые для понимания. Но также есть еще факты и
преимущества, которые немного сложнее для восприятия, но я постараюсь максимально визуализировать всю информацию.

Дело в том, что в домашних системах все динамики у нас расположены перед нами в одной плоскости и как правило они все находятся на уровне ужей слушателя.

В автомобиле же, к сожалению, в подавляющем большенстве случаев, мидбасс у нас находится внизу. И только твиттеры будут находится вверху, в уголках зеркал или в стойках лобового стекла.

В итоге в автомобиле музыкальная сцена, вместо того, что бы казаться, что она находится прямо перед нами, будет стремится к тому, что она будет уходить вниз в торпедо.

В автомобиле очень важно в построение музыкальной сцены, учитывать тот момент, что оптимальное расположение кажущегося источника звука должно находится на уровне глаз и ушей водителя. Благодоря тому, что человеческое ухо улавливает направленность высоких частот более хорошо, и за счет того, что высокочастотный динамик у нас находится вверху торпеды, музыкальная сцена в автомобиле, несмотря на то, что мидбасс находится внизу, поднимается на торпедо на достаточно приемленный уровень при правильной настройке музыкальной системы.

При этом, зачастую, особенно в некоторых автомобилях, этого недостаточно, что бы полностью перенести музыкальную сцену на верх. Но как только мы добаляем в систему среднечастотный динамик, который у нас также распаложен, как правило, высоко, музыкальная сцена поднимается еще выше, чем нежели это была 2-хполосная акустическая система. В данном моменте, в автомобиле преимущество 3-х компонентной системы значительно более высокое, чем в домашних условиях.

Подведя итог неоспоримых плюсов 3-х компонентной акустики мы имеем: она может играть громче, качественее, за счет того, что каждый динамик воспроизводит более узкий диапазон частот, а также мы в авто получим неоспоримый плюс — музыкальная сцена у нас будет строится значительно лучьше за счет того, что более широкий спектр частот у нас воспроизводится от динамиков, которые находятся в верхнейц части торпеды.

Имея столько плюсов — остается только один вопрос:почему же не применяется везде в авто 3-х компонентные акустические системы и хотя на это есть ряд причин: трёшка как правило значительно дороже, поскольку нам как минимум нужно иметь на 2 лишних канала усиления больше, посколько система у на спрофессиональная, граммотная, и все динамики усилине поканально.

Более того, потребуется некое головное устройство или аудиопроцессор, который позволит урпавлять 3-хполосной акустическуой системой, а многие из процессоров могут управлять только 2-хполосной акустической системой. И эти ограничение зачастую играют важную роль при выборе того, какая система
будет находится в автомобиле — 2х или 3х компонентная.

Ну и безусловным минусом является тот момент, что 3-х компонентная акустика имеет больше сложностей по интсаляции в авто.

Многие отказываются от 3-х компонентной акустики, поскольку наличие среднечастотного динамика вверху торпеды невсегда можно проинтсаллировать красиво или таким образом, что бысреднечастотный динамик не мешал обзору.

В интернете бытует мнение, что 2-х компонентную акустическую систему настроить будет значительно легче, чем 3-х компонентную. Это момент достоатчно спорный. Например, если я буду говорить о себе, то для меня нет какой-то дополнительной сложности настраивать трёшку в отличии от двушки. Я даже более могу сказать, что 3-х компонентную систему я люблю значительно больше и я являюсь фанатом именно данного сотава фронтальной акустики.

Исходя из тех плюсов, которые мы перечислили ранее, касающиеся 3-х компонентной системы, в ней должен находится некий среднечастотный динамик, который должен иметь максимально большой диаметр, для того, что бы воспроизводить частоты как можно ниже для поднятия сцены как можно сильнее вверх. При этом, данный среднечастотник должен находится выше торпедо. Для того, что бы наша музыкальная сцена была высокой и при этом ровной.

Для лучшего понимания, я бы хотел обратиться к неким примерам и поговорить о неких минусах и плюсах, некой 3-х компонентной системы при разных типах интсалляции. Поэтому давайте для начала поговорим в каких случаях 2-х компонентная акустика была бы приоритетной, а в каких случаях 3-х компонентная приоритетней

.
Давайте с вами предположим, что у нас есть некий автомобиль, где в дверях у нас установлен мидбасс большого размера — динамики типоразмером 6х9 дюйма, которые устанавливаются в современных авто очень часто или динамики 20 см к примеру.

Чем больше мидбасс, чем сложнее ему воспроизводить верхний и средний диапазон тех самых средних частот. Поэтому при таком динамике, мы очень сильно загружаем твиттер и он уже начинает давать искажения на хорошей громкости. В данных системах, наличие СЧ полосы, которая будет помогать разгружать твиттер и мидбасс — более актуальна.

Предположим еще один момент — мы имеем некий автомобиль, где мидбасс расположен низко по отношению
к голове водителя. Допустим, определенный вид паркетников или джипов, с так называемой табуретной
посадкой. В таких случаях, в таких автомобилях, мидабсс находится ну очень низко, и вывести его на торпеду вверх с помощью настроек очень сложно и в некоторых случаях и вовсе невозможно

В таких системах наличие среднечатсотного динамика очень сильно нам поможет.

Возьмем еще один вариант — это некие автомобили, где уже в штатной комплектации у нас есть среднечатотные динамики.

Поэтому, нам не нужно искать место и тратить деньги на интсталляцию для того, чтобы их установить.

В таких автомобилях лучше сразу ставить трехкомпонетную систему, хотя этот вопрос отчасти вкусовой, поскольку места расположения штатных среднечастотников могут быть не оптимальными.

Если говорить о двухполосных системах, то зачастую они не избежны в тех случаях, когда в авто у нас попросту нет места, куда мы можем установить некий среднечастотный динамик.

Самый популярный вариант — это узкие стойки, на которые мы просто не можем нагромоздить большой подиум, который потребует среднечастотный динамик.

Значимое внимание также стоит уделить среднечастотному динамику: в идеале он у нас должен быть значимого размера. Как правило, среденчастотные динамики максимальных размеров имеют динамики диаметром 10 см. Чем меньше диаметр диффузорногго динамика, тем более высоко он будет играть, поэтому, с функцией поднять музыкальную сцену выше он будет справляться хуже.

Если мы берем СЧ-динамик кукольного типа, то как правило, их срезы еще значительно выше, чем те срезы, которые мы применяем для среднечастотных динамиков диффузорного типа. Поэтому они еще меньше будут справляться с задачей поднятия игровой музыкальной сцены.

Важный момент — это то, где у нас установлен среднечастотный динамик. Оптимальное его расположение — в стойках в направления в лоб водителю.

Часто мы имеем такие ситуации, когда мы среднечастотный динамик вынуждены расположить вверху двери.

Когда мы имеем возможность расположить среднечастотный динамик только в дверях, то мы уже лишаемся нескольких плюсов от более удачной 3-х компонентной системы, когда у нас среднечастотних стоит в стойках. Одним из минусов являетося тот момент, что среднечастотный динамик, который находится в дверях, мы слышим под разными углами.Разница в музыкальном восприятии леовго и правого динамика будет более значима.

Также, среднечастотные динамики, который установлены в дверях, особенно в верхней части дверей, играет не только вам в лоб по прямой видимости, но и играет на боковое противоположное стекло. Поэтому мы можем получить неприятные для нас и негативные лишние переотражения. Это может также ухудшить общее звучание.

При этом, вспомните, в одном из прошлых выпусков я вам рисовал каким образом распределяются низкие и средние частоты любого динамика: чем частота выше, тем более узко ее воспроизводит динамик. Если у нас динаик стоит в дверях — мы же слышим его до какой то определенной частоты. И тот же высокочатсотный динамик мы вынуждены загружать более сильно, устанавлявая на него более низкий срез.

Очень часто штатные места в авто под среднечастотный динамик находится в торпедо под лобовым стеклом и смотрят вверх. Данный тип установки очень спецефичен и не однозначен, поскольку работающий на отражение динамик работает в любом случае хуже, чем динамик, который работает в лоб, за счет того, что отражения доходят до слушателя неравномерным образом и не одновременно, то есть с определенными задержками.

Неоспоримым плюсом такого типа установки является тот факт, что игровая сцена при таком типе установки у нас очень сильно удаляется от слушателя — это комфортно и приятно в некоторых случаях. С другой стороны в таких ситуациях сцена становится более узкой. В любом случае, я считаю данный тип установки среднечастотника более чем допустимым, но при этом не самым удачным.

Любая 3-х компонентная акустическая система — это шаг вверх по отношению к 2-х компонентной. Насколько это большой шаг вверх зависит от того, как грамотно вы установите среднечастотный динамик, а также какого типа он будет — диффузорный или купольный и при этом какого диаметра: большого или маленького будем сам СЧ. В любом случае, даже с неоптимально расположенным СЧ динамиком или с СЧ не самых удачных размеров или типом — трёшка будет играть лучше, но "отдача" от всех плюсов трехкомпонентки будет ниже.

Большенство людей при установки 3-х компонентной акустики смущает момент изменения внешней дизайнерской лаконичности интереьера т.к. СЧ требует для себя "места". Изготовить стойки под СЧ красиво сложное искусство, а вопрос красоты индивидуален для каждого. Есть народная мудрость — "плох тот лейтенант, который не стремитьтся тать генералом" и выходит, что плоха та двухкомпонентная акустическая система, которая не стремится стать трехкомпонентной. Поэтому, если вы решили для начала поставить двушку, но в дальнейшем думаете о трёшке, обартите ваше внимание, что вам придется заранее подбирать те компоненты системы, те мидбасы, те твиттеры, которые смогут отыгратить как в составе двушки так и трёшки. Сч динамик за счет меньшего размера нежели мидбас лучше отиграет среднечастотный диапазон т.к. будет работать шустрее за счет более легкой подвижной массы динамика. Также трешка выигрышна тем, что двушка стыкуется в важном среднечастотном диапазоне, а трешка на более приемлемых частотах.

Помимо "табуретной" посадки в авто важным ньюансом является и рост водителя. Чем водитель выше или любит поднимать седенье в самый верх, тем трещка будет актуальнее.

Часто можно втсретить фразу, что двушки бывают лучше трешек и это имеет место быть. Но вот в однозначимом бюджете двушек лучше трешек не бывает. Кроме случаев, если трешку собирали руки, растущие не и того места. Обратите внимание, что даже двухкомпонентые системы могут играть очень здорово и скорее всего большенство
автомеломанов и таковая система устроит полностью!

"Трешка"- дело добровольное 🙂 Граммотная двушка — это отлично! А граммотная тершка — еще лучше! Вопрос только в компромисе между бюджетом, изменением дизайна авто и присутствием или отстуствием желания.

#двухитрехкомпонентнаяакустика #двушкаитрешка #разницамеждудвухитрехкомпонентнойакустикой #automusic #soundquality #sq #autozvuk #autosound #avtozvuk #caraudio #звуквавто #музыкававто #саундквалити #качествозвука #бутикар #автозвук

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *